Понедельник, 18.06.2018, 18:03
МАДОУ Д/с № 21 «Золушка» муниципального района Мелеузовский район

 Работа с родителями

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

    В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:

    • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
    • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
    • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

    Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

    • повышение температуры тела
    • изменения характера стула
    • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

    Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

    Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

    1.    Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

    2.    Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

    3.    Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

    4.    В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

    5.    Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

    6.    Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.

    7.    Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

    8.    Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

    НЕОБХОДИМО:

    • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
    • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
    • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

    Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

    Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

    При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

    3 адаптационные группы:

    гр.

    эмоциональное состояние

    деятельность

    отношения со взрослым

    отношения с детьми

    речь

    потребность в общении

    1.

    слёзы, плач

    отсутствует

    отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

    отрицательные

    отсутствует или связана с воспоминан. о близких.

    Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

    2.

    неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

    наблюдение, подражание взрослым.

    положительные, по инициативе воспитателя.

    отсутствуют или положительные (ответные).

    ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

    Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.

    3.

    спокойное, уравновешенное

    предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

    положительные, по инициативе ребёнка

    положительные

    инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

    Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

    Адаптация детей к ДОУ.

    Придя в детский сад, ребенок попадает в другую социальную среду с новыми для него условиями жизни. У ребенка появляется повышенное чувство страха перед новыми людьми, обстановкой. Нужно так организовать уход и воспитание, чтобы свести к минимуму тяжесть адаптационного периода.

    Адаптация - активный процесс, приводящий или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

    Основные критерии адаптации ребёнка к условиям ДОУ

    ·         уровень нервно-психического развития;

    ·         заболеваемость и течение болезни;

    ·         главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

    Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

          I  этап – подготовительный. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребёнка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

         II  этап – основной. Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

          III  этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

    Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду не затягивалась, педагоги делают следующее:
              1.  Создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

    2.  Работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад.

    3. Правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включают игры и упражнения.

    На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом наблюдения становится:

    -заключение о степени адаптации ребенка к ДОУ (легкая, средняя, тяжелая); даются рекомендации по организации помощи детям;

    - разработка индивидуального режима в период адаптации;

    - создание условий для благоприятного течения периода адаптации.